Украинский сегмент кофейных автоматов, стоявший на пороге насыщения, остановился в своем развитии. Чего ждать дальше?
Активный рост рынка кофейных автоматов прогнозировался вплоть до 2009 года, однако недостаток свободных мест для размещения кофе-машин, увеличение ставок аренды затормозили его развитие еще в 2008 году. Свою лепту негатива внес и кризис. В результате рынок практически замер.
Сокращение спроса и увеличение цены не спасают вендоров. Ежедневный выторг большого автомата в докризисный период составлял около 115 грн (75 порций по 1,5 грн.). Но потребление сократилось, а цена порции кофе возросла. Сегодня 50 чашек по 2 грн. приносят владельцу автомата всего 100 грн. Объем рынка не спасает даже рост парка кофе-машин. В 2006 году 10 тыс. агрегатов зарабатывали более 200 млн грн, а в 2009 году 20-тысячная украинская армия кофейных автоматов принесет около 350 млн грн. В долларовом эквиваленте прогнозный показатель оборота рынка вернется на уровень двух-трехлетней давности.
Читайте также: Украинцы экономят на кофе>>>
Холодное лето 1998-го
Кризис девяносто восьмого года дал возможность украинскому производству заявить о себе. Сегодня отечественные компания СPS Vending и завод "Томак" обеспечивают до 20% рынка оборудованием собственного выпуска. Интересы иностранцев на столичном рынке представляют около 30 дистрибьюторов, крупнейшие из которых - "Украинская компания вендинга", "Вендинг-Украина", Vending Company, Vending Systems, "Либерти" и др.
Все острее ощущается конкуренция. Она проявляется в борьбе за место. Высокие арендные ставки всегда были основной причиной, сдерживающей развитие данного рынка. А тут еще и попытки арендодателей любой ценой, в том числе и за счет держателей автоматов, компенсировать потерю клиентов или снижение арендной платы за помещения для магазинов, офисов, торговых центров и прочих традиционных мест установки торгового оборудования. Особенно сложно найти место для автомата за приемлемую арендную плату в Киеве, сетуют эксперты.
"Убить" вендинг в столице может попытка Киевгорадминистрации взять под контроль платежные системы, которыми оборудованы все вендинговые машины. Под эгидой защиты прав потребителей столичная мэрия пытается установить сборы на автоматы. Их размеры, по разным данным, составят от 100 до 300 грн. с каждого терминала. Операторы в панике: повышение цены для конечного потребителя приведет к снижению спроса и только подольет масла в огонь.
А тем временем оборот мирового вендингового бизнеса, по оценкам экспертов, достигает $150 млрд. В Украине он "застрял" на отметке $40 млн. Самая продвинутая в данном вопросе страна - Япония, где 60% продаж осуществляется через торговые автоматы. От России мы отстаем на два года, но рост идет по мировому сценарию. Согласно ему, только после заполнения ниши кофейных автоматов начнется активное развитие баночных и бутылочных агрегатов, предлагающих прохладительные напитки и соки. Затем придет время снековых автоматов, торгующих конфетами, жвачками и другим штучным товаром - продовольственным и не только. Далее на очереди всякие экзотические вендинговые машины, вроде аппаратов для приготовления свежевыжатого сока, продажи средств гигиены, дисков, карточек, медиаконтента и т. д. А пока украинский рынок даже кофе-вендинга заполнен от силы на две трети. И вендорам придется хорошенько подумать, как спасти свой бизнес и предоставить возможность украинцам продолжить массово наслаждаться кофейным напитком прямо на улице.